вторник, 31 мая 2016 г.

Древние образы в русских сказках


"Катится клубочек по широким долинам, по глубоким оврагам.."

Сказки, сказы, рассказы.. 

В те давние времена люди и не придумывали сказок. 

Люди просто рассказывали о том, что их окружало, о том, что они знали и то, что знали их предки. И эти рассказы существовали тысячи лет. 

В самом деле, только представьте, ведь некоторым сказкам по семь-десять тысяч лет(а может быть и гораздо больше?)! 

Сказки наполнены метафорами, образами. Нужно лишь суметь их понять. Но чаще всего мы можем только догадываться, что стоит за этими образами.

Наверное, благодаря этому в сказках и сохраняется то изначальное, что в них было заложено. Не понимая до конца смысла образов, люди, рассказывающие сказки, не вносили в них свои мысли, а просто передавали все как было.

Поэтому у каждой известной сказки сразу несколько уровней или слоёв, знаний об устройстве мира и человека, об основах жизни, глубоко скрытых и открывающихся не сразу. 

В сказке нет ни одного случайного пустого слова или события. Все гармонично и стройно..И раскрывать ее тайны нам еще очень долго.

У древних славян жизнь представлялась бесконечной, в форме замкнутого круга, где не было ни начала, ни конца. Смерти не было.. Сказочные герои в поисках желаемого уходили за тридевять земель в тридесятое царство, не страшашь ни времени ни пространства, снашивая по пути три пары железных сaпог, стачивая три железных посоха. . Уходили так далеко и так легко.. Зачем? Что там - в этой далекой неизвестности..?

 Тридевять земель, тридесятое царство.. Наверное и в этих числах скрыта какая-то тайна.

Русского человека всегда привлекало все неизвестное, загадочное.. И хотя сказки имели истоки в действительной, реальной жизни, не вызывает сомнений, что люди верили и в чудеса. Персонажами сказок были существа, сходные с человеком, но обладающие магической силой. Они могли стать невидимыми или изменить форму, часто появлялись в образах животных или птиц. Они могли предсказывать будущее. Некоторые были бессмертны, другие жили сотни лет.

«А в старину все было. Ужели станут брехать старые люди? Старые люди правду гутарили, они врать не станут. И мертвые воскресали, и звери говорили»

Так говорила знаменитая сказительница Агафья Зайцева:
Но мне кажется сохранились сказки не благодаря этой вере в чудеса и волшебство, а благодаря своей вере в человека – его ум, благородство, самоотверженность, мудрость и бескорыстность. 

"Там теряется мысль о благах обычных.." сказал необычайно талантливый, но, к сожалению ныне почти забытый, русский сказочник Степан Писахов. Сейчас мало кто помнит это имя. А был это настоящий Сказочник.. Читая его сочинения, начинаешь понимать как рождается, и как потом уходит жить своей собственной жизнью сказка. Как, переносясь от места к месту, от человека к человеку, оставляя за собой года и столетия, превращается она в сокровище вечное и нетленное..

Вот как писал про себя сам Писахов: "Сочинять и рассказывать сказки я начал давно, записывал редко. Мои деды и бабка со стороны матери родом из Пинежского района, что под Архангельском. Мой дед был сказочник. Звали его сказочник Леонтий. Записывать сказки деда Леонтия никому в голову приходило. Говорили о нем: большой выдумщик был, рассказывал все к слову, все к месту. На рыбный промысел деда Леонтия брали сказочником.

В плохую погоду набивались в промысловую избушку. В тесноте да в темноте: светила коптилка в плошке с звериным салом. Книг с собой не брали. Про радио и знати не было. Начинает сказочник сказку длинную или бывальщину с небывальщиной заведет. Говорит долго, остановится, спросит: - Други-товарищи, не спите ли? Кто-нибудь сонным голосом отзовется: - Нет, еще не спим, сказывай.

Сказочник дальше плетет сказку. Коли никто голоса не подаст, сказочник мог спать. Сказочник получал два пая: один за промысел, другой за сказки. Я не застал деда Леонтия и не слыхал его сказок. С детства я был среди богатого северного словотворчества. 

В работе над сказками память восстанавливает отдельные фразы, поговорки, слова. Например: - "Какой ты горячий, тебя тронуть - руки обожжешь." Девица, гостья из Пинеги, рассказывала о своем житье: "Утресь маменька меня будит, а я сплю-тороплюсь!" При встрече старуха спросила: - "Што тебя давно не видно - ни в сноп, ни в горсть?"

Спрашивали меня, откуда беру темы для сказок? Ответ прост: Ведь рифмы запросто со мной живут, две придут сами, третью приведут. Сказки пишу часто с натуры, почти с натуры. Многое помнится и многое просится в сказку. Долго перечислять, что дало ту или иную сказку. 

Скажу к примеру. Один заезжий спросил, с какого года я живу в Архангельске. Секрет не велик.
Я сказал: -"С 1879 года."
" - Скажите, сколько домов было раньше в Архангельске?" - Что-то небрежно-снисходительное было в тоне, в вопросе. 

Я в тон заезжему дал ответ: "Раньше стоял один столб, на столбе доска с надписью: А-р-х-а-н-г-е-л-ь-с-к. Народ ютился кругом столба. Домов не было, о них и не знали. Одни хвойными ветками прикрывались, другие в снег зарывались, зимой в звериные шкуры завертывались. У меня был медведь. Утром я вытряхивал медведя из шкуры, сам залезал в шкуру. Тепло ходить в медвежьей шкуре, и мороз - дело постороннее. На ночь шкуру медведю отдавал".

Можно было сказку сплести. А заезжий готов верить. Он попал на "дикий север". Ему хотелось полярных впечатлений.. Оставил я заезжего додумывать: каким был город без домов.

Как-то приходит старик ненец. Поговорил о том о сем, попил чаю и спрашивает: "- Скази, худозник, ты знас, посему у тех людев, сто приезжают, две правды, а у нас одна? Пробую.. Не понять:. Как две правды.. тож одна.. У них и хоросо быват нехоросим, и нехоросо хоросим, а у нас нехоросо - нехоросо, хоросо - хоросо".

Много говорили, и в том ли году или в 1907 году, когда снова жил до осеннего рейса, рассказывали мне сказки. Две из них, как мне кажется, я запомнил. В себе хранил, как дорогой подарок. Теперь уже много лет прошло, можно и передать, как тогда записал.

Больше мне нравится мечта о счастливом крае, где нет злобы, вражды, где только любят:

"Если пройдешь льды, идя все к северу, и перескочишь через стены кружащих ветров, то попадешь к людям, которые только любят и не знают ни вражды и ни злобы. Но у тех людей по одной ноге, и каждый отдельно они не могут двигаться, но они любят и ходят обнявшись, любя. Когда они обнимутся, то могут ходить и бегать, а если они перестают любить, сейчас же перестают обниматься и умирают. А когда они любят, они могут творить чудеса. Если надо за зверем гнаться или спасаться от злого духа, те люди рисуют на снегу сани и олени, садятся и едут так быстро, что ветер восточный догнать не может".

А вот вторая сказка: 

"Герой сказки нашел в лесу могильный сруб: четыре столба невысоких, вбитых в землю и околоченных досками, как ящик. Около сани с возом, опрокинутые, и олени в упряжке. Оглянулся герой, нет никого, стал звать:
- Есть ли здесь кто-нибудь? Голос из могилы откликнулся: - Здесь я, девка, похоронена.
- Зачем же ты похоронена?
- Да я мертвая.
- Как же ты узнала, или кто тебе сказал, что ты мертвая?
- Я всю жизнь была мертвой, у меня не было души, но я об этом не знала и жила, как и все живые. А когда была невестой и сидела с женихом и родными у костра накануне свадьбы, из костра выскочил уголь и упал на меня Я и родные мои, и жених узнали, что у меня нет души, а только видимость одна. Меня и похоронили, и со мной все, что было мое. 
Герой сказал:
- Хочешь, я сломаю могилу и ты будешь жить. Нет, у меня нет другой души. Но я дам тебе половину моей души, ты будешь моей женой!
Девка согласилась. Герой сказки сломал могильный сруб, освободил девку и увез с собой".

Кинь кроху на лес, пойдешь и найдешь. У скупа не у нета. Меня скупым не зовут, а смогу ли напомнить новое?
Спросил старика: - "Што долго не заходил? - Заделья не было". Пришел помор - капитан один. – "Что жена не пришла? - Не выторопилась."

Не возьмите в обиду, что поговорки кое-какие и идут кое-как. К слову, к месту-то бегут, выстраиваются... На поклон легки, на слово скоры, хороводы ведут, словами узор плетут. Только успевай записывай: откуда берут, куда кладут! Так и сказки: сижу пишу... А бывало и так, что сказка не отпустит! Ежели я в бабкиной юбке с двумя самоварами полетел на Луну? То уж никакой остановки! Надо долететь, поглядеть и домой воротиться!
Не думайте, что я того - заговариваюсь... Нельзя класть запрет мысли. Пусть летит, вьется. Говорят: человек не может придумать, чего не может быть."

Не может... Не может человек придумать, чего не может быть...

Так может быть сила и бессмертие сказок не в том что они создали удивительный волшебный мир - мир в котором можно укрыться от действительности, забыть о серости и унылости жизни с ее монотонными чувствами и желаниями. А в том, что она дает человеку надежду на его человечность, в том что она хранит в себе абсолютную, неиссякаемую веру в человека и в то лучшее, что в нем есть. Она не сомневается в том, что Добро победит Зло, что верность и благородство будет вознаграждено любовью и счастьем. И если ты за справедливость, за правду, если ты настоящий, тогда ты обретаешь свою истинную ценность в этом мире, то, для чего ты в этот мир и призван. И тогда все достижимо..

Мы сейчас живем в мире заколдованной сказки, в мире некоего проклятого пространства, в наничье, как говорили древние славяне – мире, где все имеет обратную ценность, где утерян смысл таких понятий, как честь, справедливость, совесть, познание. Может быть к нам прикоснулась своей волшебной палочкой та самая обиженная, злая фея из сказки и все мы заснули..? И надо только стряхнуть с себя этот сон и проснуться.. Может быть сказка поможет? Ведь она живет, она не ушла, она просто терпеливо выжидает, когда наступит её время, её черёд, когда она будет опять нужна людям.

Есть вопросы, которые задаются и будут задаваться всегда.. Потому что ответ на них очень важен, иногда он самый важный в жизни человека. Вот один из них - верите ли вы в сказку? Видимо этот вопрос еще волнует людей. Во всяком случае на пространствах интернета, на различных форумах и обсуждениях встречаешь удивительные слова и мысли, которыми люди делятся друг с другом. Вот лишь несколько из них:

"Я не верю в сказку - я живу в ней. Я вижу небычное в обычном и сказку в быту. Утром я встречаю восход солнца - оно поднимается из-за деревьев.

Для меня мы с солнцем едины – дух захватывает, оно восходит из меня.

Затем прилетают птицы на праздничный стол – небо полнится множеством крыльев, но вначале прилетает Ворон, мой друг.

Он первый. Когда Он улетает - воздух взрывается от гомона птиц: трещат сороки, чирикают воробьи,...- так птицы соблюдают иерархию, порядок, который есть в природе.

Коты, собаки птицы, растения в моем саду - это все Я, только в других ипостасях.

А ночью я сплю под своей любимой березой - открываю глаза - фантастика!!!

Жизнь - тайна!!! Мистерия!!!
Я танцую с Луной, со Звездами.

Однажды я видела огненный шар на траве, он был живой.
Пульсировал, а потом медленно поплыл по траве и исчез.
Когда не отделяешь себя от природы, от существования того, что есть, то живешь в сказке.."

"Верю, верю всей душой в сказки, верю в волшебство, верю в настоящую любовь.. Мне почти шестнадцать лет и я верю в волшебный мир.. и мне не стыдно. Я верю в лучшее, в то, что скоро на земле воцарит покой и равновесие, что миром будут править достойнейшие из достойнейших. Но с каждым днем, я понимаю, что такое взрослый мир. Я не хочу туда, мне там нет места, за что? Я не хочу в это царство.. Там все заросло эгоизмом, так мало нормальных людей, людей которые не поддались этому миру мнимых наслаждений, не забыли что такое правда, честь и достоинство. Но их так мало."

"Когда была маленькая, меня до ужаса пугали русские мультики и русские сказки. У меня болело сердце за бедного деда из "золотой рыбки", я плакала за Иванушку, который в козленка превратился, а когда колобка съела лиса - это было для меня шоком, как внезапная молния... был колобок и бац! съели! Безумно переживала, смотрела сказку так, как будто эта зловещая история происходит на самом деле с моей мамой или папой, которые попали в опасность.... 

То ли дело зарубежные! Cмотреть легко и просто, даже самая бурная сказка с непредсказуемо трагичными событиями вызывает интерес и желание узнать "а что же будет дальше?", но никак не переживание и волнение... А в русских сказках скрыта какая-то мощная сила, в каждой сказке - зерно могущественной и неразгадываемой идеи..."

"Мне кажется, что герой русской сказки ищет вовсе не дом. И не себя. Герой ищет МИР, в котором он нужен и полезен. Не свое место в существующем мире, не свой дом. А целый мир для себя... Русская сказка - это поиск лучшего мира для себя. Поиск града Китежа, Руси Небесной, Тридевятого Царства, Коммунизма, Полдня, Царства Кащея. По-моему так..."

"Когда читаешь сказки, начинаешь невольно в них верить. И потом очень тяжело возвращаться в серую и скучную реальность.. Но когда наступает момент вернуться, просто нужно найти способ раскрасить и изменить эту самую реальность. Сделать её такой, какую хочется именно тебе! Ведь в этой жизни возможно всё, нужно только чуть-чуть постараться! ...

Главное - понять, что сказка прекрасна не замками и волшебными палочками, а ЛЮДЬМИ, простыми людьми, которые любят, ненавидят, боятся, радуются....просто живут...такими же как мы... Мы не можем летать на мётлах, не можем превращать чашки в мышей, но мы можем жить и быть счастливыми! Живите, творите, создавайте, умейте ценить прекрасное, умейте ЛЮБИТЬ, умейте ПРОЩАТЬ и БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!"

"Если разобрать почетче каждый жизненный момент , то они все немного похожи на главы одной большой сказки )) так что пока она не закончится, ответить не могу ...но одно знаю точно , она очень интересная!"

"Сказка рождается прямо в нас самих... Когда мы позволяем ей родиться.... Но иногда она сама вырывается наружу..прямо из нашей души... И тогда мир становится сказочно прекрасным."

В стране русской сказки возможно все – счастье, верность, любовь.. И добро всегда побеждает зло.. И зло, которое почти всегда помогает добру. Подобно Тому, Кто сказал как-то про себя "Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо...". Потому что и добро и зло в этой стране как-бы части одного целого и все свершается там по каким-то неведомым, непонятным нам, но удивительно справедливым правилам.. Где все знает свое место и время и все как-будто для того и создано, чтобы рассказать тебе о чем-то очень-очень важном.. 

В этой стране ты можешь прожить тысячи жизней, побывать везде, увидеть и почувствовать все - скакать без устали и страха на чудесном коне, пересекать моря и океаны, подниматься к звездам. Чудовища, великаны, колдуны возникают перед тобой - но тебе не страшно, тебе и не может быть страшно, потому что ты знаешь, что ты непобедим, и тебе ничего не грозит - пока ты честен и справедлив, пока ты остаешься самим собой.. А это не трудно, совсем не трудно. Стоит лишь захотеть.. И за всем тем, что происходит в этой стране стоит другой невидимый обычному взгляду сокровенный смысл, удивительная тайна.. И ее обязательно нужно разгадать..

И еще то, о чем бы хотелось сказать - русская сказка и русское народное искусство. Невозможно представить, как одно могло бы существовать без другого. Наверное еще много тысяч лет назад рука древнего мастера придавала первые зримые формы тем образам, которые жили рядом с ним, волновали его душу и сердце. 

Тысячи лет жили сказки и тысячи лет жили, рождались и умирали люди, которые сохраняли их тайны в творениях своей фантазии и своих рук. Менялись времена, менялись стили и формы, но неизменным сохранялось главное - глубокая, непрерывная любовь и преданность ко всему, что создала и донесла до нас черех века наша история и культура. Вглядитесь в работы нынешних мастеров. Они такие разные. Но все они хранят в себе сокровенные знания и мысли Они многое могут рассказать. Надо просто прислушаться.

П.Буров

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поделиться с друзьями